Логопед
Речь – это уникальная функция человеческого организма, которая имеет огромное значение в психическом развитии ребенка. С помощью речи дети общаются с окружающим миром, учатся контролировать свое поведение, наконец, речевая функция помогает ребенку обобщать полученные знания, развивая мышление, воображение, память. Соответственно отклонения в становлении речи отражаются на психическом развитии детей, образуют картину аномального развития ребенка в целом.
Причины нарушения речи
внутриутробные проблемы развития плода: токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимости по резус-фактору и др.;
родовые травмы и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
различные заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства);
черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга; наследственные факторы;
неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Любая из этих причин или их сочетание могут являться «пусковым механизмом» той или иной речевой патологии.
В логопедии принято классифицировать речевые дефекты следующими диагнозами:
Дислалия
Дислалия – нарушение произношения звуков (искажения, пропуски, замены). В норме ребенок осваивает каждую группу звуков «в свое время». Например, до 2-х лет формируются группы так называемых «звуков раннего онтогенеза»: губные («П,Б,М»), переднеязычные («Т,Д,Н»), заднеязычные («К,Г,Х»), губно-зубные («В,Ф»). Все другие нарушения звукопроизношения считаются физиологической нормой. То есть ребенок в 2-3- года может, но не должен произносить шипящие звуки, или «Р», или «Л». Норма произношения свистящих звуков – «С,З,Ц» - в 3-3,5 года; шипящих – «Ч,Щ,Ш,Ж» - 4-4,5 года, соноров – «Р,Л» - 5-5,5 лет. Постановка звуков по времени проходит в среднем от 2-х недель и более. Автоматизация звука в спонтанной речи, т.е. когда ребенок говорит звук правильно в обычной речи, проходит индивидуально, от нескольких дней до недель и месяцев. Это зависит от желания ребенка и родителей заниматься и контролировать свою речь.
Ринолалия
Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Причинами ринолалии могут быть органические изменения артикуляционного аппарата (расщелины твердого и мягкого неба, верхней губы, так называемые «волчья пасть» и «заячья губа») или функциональные расстройства небно-глоточного смыкания. Речь больных малоразборчивая, с выраженным назальным (носовым) оттенком, нарушается произношение как согласных звуков, так часто и гласных. В процессе артикуляции звуков небно-глоточный затвор остается открытым, и воздух проникает не в рот, а в носовую полость. Детям с органической формой ринолалии делают операции по закрытию расщелин неба (уранопластика) и губы (хейлопластика). Прогноз при функциональной ринолалии более благоприятный, чем при органической. Занятия с логопедом являются обязательными, проводятся до операции и после оперативного вмешательства, восстановление длительное.
Дизартрия
Дизартрия – нарушение всей звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации (подвижности) речевого аппарата. У детей с дизартрией обычно нарушается не только произношение звуков, но и голос, темп, дыхание, артикуляция. Голос может быть монотонным, тихим, дребезжащим, речевой выдох – поверхностным или слабым, темп речи - замедленным, убыстренным или скандированным, артикуляция смазанной. Дизартрия часто наблюдается у детей, страдающих ДЦП (65-80%). В настоящее время термин «стертая дизартрия» обозначает легкие проявления этого диагноза. У детей данной группы речь малоразборчивая для восприятия, «как каша во рту», звуков нарушено много, в речи автоматизируются долго (от 2-х месяцев до года и более).
Алалия
Алалия – один из наиболее тяжелых дефектов, характеризующийся полным или частичным нарушением речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Физиологический слух у таких детей сохранен, параличей и парезов нет, но речь без специальной логопедической помощи не развивается. Про таких детей говорят: «все понимает, а сказать ничего не может». Речь может отсутствовать полностью, могут быть отдельные звуки или слоги, но повторить слово по слогам, т.е. «собрать» слоги в слово, а слова в предложение – для ребенка представляет значительные трудности. При моторной алалии расстроена экспрессивная речь (говорение), а при сенсорной – импрессивная (понимание). Чем раньше таким деткам будет поставлен диагноз, а соответственно дана правильная логопедическая консультация и начаты занятия, тем более благоприятный прогноз их ожидает в будущем. Продолжительность занятий с такими ребятами зависит от степени тяжести речевого нарушения и времени начала лечения, от года до нескольких лет.
ОНР (общее недоразвитие речи)
ОНР (общее недоразвитие речи) – задержка формирования всех компонентов языка – фонетики, лексики, грамматики у детей при нормальном слухе и интеллекте. Отличие ОНР от диагноза – «алалия» - заключается в том, что при ОНР у ребенка отсутствует орально-артикуляторная апраксия, сохранена возможность повторять новые слова и фразы за взрослым, восстановление идет значительно быстрее. Также при алалии речь развивается по патологическому типу: ребенок, освоив несколько слов на начальном этапе речевого развития (8-10 слов), дальше «не двигается», у него долго отсутствует подражание новым словам. В связи с этим важно знать закономерности и этапы развития речи детей в онтогенезе (индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни), какие требования предъявлять к ребенку на каждом из возрастных этапов.
Первый этап условно можно назвать подготовительным – с рождения до 1 года, так как в это время у детей происходит подготовка к овладению речью. Крик и плач ребенка способствуют развитию тонких движений дыхательного, голосового и артикуляторных аппаратов. Отсутствие этих нормальных проявлений у новорожденных должно насторожить родителей, так как крик и плач малыша это тренировка голосовых связок, мягкого неба, гортани, языка, расширение объема легких. Около 2-х месяцев появляется гуление, с 5-6 месяцев – лепет (непроизвольно артикулируемые сочетания звуков: агу-агу, тя-тя, бя-бя и т.д.). В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым отдельные сочетания звуков и слоги. В 10-11 мес. появляются реакции на слова и определенные фразы (узнавать и показывать предметы, части тела, выполнять запреты); появляются первые осмысленные слоги и слова. К концу года жизни в речи ребенка имеется около 5 слов: «мама, папа, баба, дай, на», он способен выполнять много команд по просьбе взрослого. То есть задача к концу первого этапа речевого развития: расширить понимание ребенка о предметах окружающего мира (значение слов и коротких фраз), стимулировать работу артикуляционного аппарата (появление как можно больше слоговых сочетаний и первых слов), развитие мелкой моторики (действия с предметами пальцами рук).
На втором этапе – преддошкольном (от 1 года до 3 лет) начинается активное становлении экспрессивной речи. К 1г.6 мес. у ребенка появляются в речи около 10-15 слов; к концу 2-го года жизни – около 300 слов, к 3 годам – около 1000 слов. Задачи второго этапа: 1. Обогатить активный словарь ребенка не только за счет существительных, но и глаголов, так как именно сказуемое является основой фразовой речи. 2. Обучить ребенка говорить простыми, а в последующем сложными, развернутыми предложениями, исключить общение детей жестами и примитивными словами. Взрослому давать правильные образцы речи: «Дай машину!», «Машина едет», но не «Дай би-би-ку», «Би-би-ка трум-трум» и т.п. С самого начала надо приучать ребенка к точности в названии каждого предмета - «Вот чашка, это бокал, а вот - стакан» и т.д . Это помогает детям видеть характерные признаки предметов, стимулирует его мыслительную функцию.
Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). Задачи этого этапа: 1. Продолжение обогащения словарного запаса ребенка, развитие грамматического строя речи. 2. Обучение ребенка умению составлять пересказы (описательные, по картинке или серии картинок). 3. Логопедические занятия по постановке звуков ( с 5 лет ).
Четвертый этап – школьный (от 7 лет до 17), где ведущая роль принадлежит формированию и развитию письменной речи и чтению.
Афазия
Афазия – также одно из тяжелых речевых нарушений органического характера, которое возникает на почве нарушений мозгового обращения (инсульты, воспалительные процессы, опухоли, черепно-мозговые травмы). Афазия чаще возникает у взрослых, но наблюдается и у детей. Как правило, бывает двух видов: сенсорная (затруднено понимание чужой речи) и моторная (нарушен процесс речевого высказывания больного). Работа с логопедом продолжительная по времени, не всегда дает положительные результаты у пожилых людей в силу снижения компенсаторных возможностей мозга.
Заикание
Заикание – один из наиболее тяжелых, трудно устранимых дефектов речи, обусловленный судорожным состоянием речевых мышц (дыхательных, голосовых, артикуляторных) и проявляется в виде нарушения темпа и ритма речевого высказывания. Обычно возникает в возрасте от 2-х до 5 лет. Нельзя путать с физиологическими итерациями, которые возникают в дошкольном периоде в виде повторений звуков, слогов и слов у 80% детей, носят бессудорожный характер и являются физиологической нормой развития речи. Необходима своевременная консультация логопеда (сразу как появились запинки) для того, чтобы родители правильно сформировали свое отношение к данному речевому нарушению. Коррекция заикания это кропотливая и длительная совместная работа логопеда- ребенка и родителей.
Дисграфия, дислексия
Дисграфия, дислексия - стойкие нарушения письма и чтения у школьников. Данный диагноз может быть поставлен ребенку только после первого полугодия второго класса. Чаще всего дисграфия и дислексия возникают в результате общего недоразвития речи. Также снижение фонематического слуха - умение дифференцировать звуки родного языка по месту и способу образования, места и порядка буквы в слове – приводит к ошибкам акустического типа. Данные ошибки проявляются на письме в виде пропуска гласных звуков или слогов в словах, смешивания звонких и глухих согласных («с-з», «к-г»), а также звуков, похожих по произношению («т-н»). В результате недостаточно сформированных пространственно-временных ориентировок школьники путают буквы, сходные по элементам написания («в-д», «п-т») и т.д. При своевременном обращении к специалистам и систематической работе ребенка с родителями дома дефект преодолевается в течение года.
Ранняя диагностика различных аномалий речевого развития, своевременная медицинская и педагогическая коррекция выявленных нарушений, значительно повышает вероятность полноценного обучения ребенка в школе и будущего развития его личности.